Энциклопедия эпистемологии и философии науки » Что такое «аксиомы религиозного опыта»?

Значение слова, определение и толкование термина

аксиомы религиозного опыта

aksiomy religioznogo opyta

«АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА» — произведение русского философа И. А. Ильина (1952). В центре внимания в нем находятся проблемы природы, своеобразия и структуры религиозного опыта, его познавательного статуса, взаимоотношения религиозной веры с философским и научным знанием. Основным источником служит изучение творений Отцов Церкви, преимущественно восточно-христианской. Обращаясь к нему, он стремился выделить такие черты религиозного опыта, которые имели бы общий характер и постоянно присутствовали в нем. Такие исходные основоположения религиозного опыта он называет аксиомами. К числу таковых он отнес аксиомы цельности веры, сердечного созерцания, предметности, ответственности, трезвенности, автономии, самодеятельности и др. (см.: Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. СПб., 1994. С. 5—8). Религиозный опыт есть особый вид духовного опыта. Он складывается из трех компонентов: предмета, акта и содержания. Под предметом понимается Божество, как оно есть на самом деле; все то, что имеет прямое отношение к бытию Божию, раскрывая те или иные его свойства. Религиозным актом является каждое душевное состояние и переживание, вызываемое в душе человека общением с Божеством. В то же время каждое такое душевное состояние несет в себе некоторое объективное содержание. Акт и содержание — типологически разные явления. Религиозный акт по бытию и составу своему личен и субъективен, подвержен законам психологии, физиологии и психопатологии. Религиозное содержание, напротив, не есть душевное состояние; оно не слагается из душевных функций и не подлежит законам психологии и физиологии. Оно есть то, что взято и принято религиозной душой, что видится в любви к Богу, за что человек молится и за что благодарит Бога. Законы религиозного опыта не совпадают с законами мышления, поскольку религия шире мысли и глубже ее. Религиозный опыт крайне нуждается в критериях, отделяющих подлинную веру от суррогатов веры; в обнаружении и осознании последних важную роль играет разум. «Разум, разрушающий веру, — не разум, а плоский рассудок. Вера, восстающая против разума, — не вера, а пугливое и блудливое суеверие» (С. 120). Силой, объединяющей разум и веру, является сердечное созерцание.

В.И. Кураев

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также