Энциклопедия эпистемологии и философии науки » Что такое «антропоцентризм»?

Значение слова, определение и толкование термина

антропоцентризм

antropotsentrizm

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, А. органично вписывается в систему религиозного мировоззрения. Наиболее полное развитие А. получил в иудаизме, христианстве и исламе, оказывая влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции этих религий. Напр., с А. напрямую связана теория геоцентризма, которая доминировала в сознании верующих на протяжении многих веков. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В философии Возрождения и Нового времени идея А. в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук и философии. Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в космосе. В философских и теологических кругах термин А. начинает использоваться в другом значении. Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу. Такой способ решения мировоззренческих проблем получил детальную разработку в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В 19 в. А. получил развитие в философии Л. Фейербаха (натуралистический А.) и С. Кьеркегора (иррационалистический А.). Однако наиболее кардинальный «поворот к человеку» был осуществлен в философских учениях 20 в. Это отчетливо прослеживается в философии жизни, феноменологии, философской антропологии, персонализме, экзистенциализме. «Поворот к человеку» произошел и в христианской теологии 20 в. Многие теологи считают, что в наше время можно сказать нечто значимое о Боге и мире, лишь говоря одновременно о человеке. Более того, они утверждают, что нужно сначала ответить на вопросы о сущности человека, причинах и характере его устремлений, его познавательных возможностях и т.п., а затем уже приступать к конструированию традиционной метафизики, включающей в себя учение о Боге. Признавая, что А. является эффективным средством решения мировоззренческих проблем, христианские теологи подчеркивают, что он должен быть теснейшим образом связан с теоцентизмом. Иначе теология лишается религиозного измерения и своей специфики в ряду дисциплин, изучающих человека.

А.Н. Красников

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

антропоцентризм в других словарях

  • АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. п

  • (от греч. апthropos - человек и от лат. centrum - середина круга) - англ. anthropocen-trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к-ром человек рассматривается как

См. также

  • МАРЦИА́Н КАПЕ́ЛЛА(Martianus Сареllа, 5 в. н.э.) – рим. писатель, известен своим единств. соч. "О браке Филологии и Меркурия" ("De nuptiis Philologiae et Mercurii", rec. F.

  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ (кит. — небесный принцип и человеческие желания; сокращенно — ли юй) — понятия китайской философии. Впервые у