Энциклопедия эпистемологии и философии науки » Что такое «архетип»?

Значение слова, определение и толкование термина

архетип

arkhetip

АРХЕТИП (от греч. arche — начало и typos — образ) —• структурный элемент психики в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг соотносил понятие А. с такими «родственными» ему понятиями: идея (Платон), прамысль (Бастиан), праобраз (Буркхардт), категории фантазии (Юбер и Мосс), коллективные репрезентации (Леви-Брюль), априорные категории (Кант). В качестве синонимов Юнг использует понятия «древнейший образ», «доминанта коллективного бессознательного», «априорный модус реагирования», «потенциальность (энтелехия)», «инстинкт», «модель поведения». В последующем Юнг различал архетип-в-себе в качестве потенциальной диспозиции (по аналогии с вещью-в-себе) и архетипическое проявление.

По мысли Юнга, коллективные элементы души наследуются точно так же, как и морфологические элементы человеческого тела. Говоря о наследовании А., он имеет в виду, что А. априорны всякому индивидуальному опыту и возникли до него. Поэтому множество всех А. представляет сумму всех латентных возможностей человека. Эти архе-типические представления отвечают за всеобщие, типичные и присущие каждому человеку реакции на важнейшие жизненные события. Тезис о том, что А. обладают формообразующей силой, Юнг поясняет отсылкой к 4-м видам причинности, выделенным Аристотелем: материальной, действующей, финальной и формальной. А. конституируется формальной причиной и представляет собой только структурный элемент опыта, но никак не его содержание.

Определяя А. структурно, Юнг — для описания его функционирования — вводит динамические компоненты, сформулированные им в теории либидо. Понимая под либидо психическую энергию вообще, Юнг формулирует тезис об архетипической биполярности, т.е. о принципиальной амбивалентности А. Они обладают величайшей энергетической напряженностью, что проявляется в их безусловном, принудительном, или нуминозном, характере воздействия (на мысли, чувства, паттерны поведения). А. действуют на сознание посредством механизма проекции. Именно актуализация одного из полюсов А. приводит к необъяснимым, с рациональной точки зрения, эмоциональным и оценочным реакциям человека. Одной из самых распространенных форм несанкционированного «вторжения» бессознательного в сознание является одержимость каким-либо А. В результате сознание теряет либидо, что приводит к снижению ментального уровня и регрессу. Это состояние Юнг называл инфляцией (раздуванием) сознания.

А. проявляются в символах, ритуалах, мифопоэтических сюжетах, а также в психических комплексах и симптомах. Поэтому анализ собственной символической продукции человека (включая сновидения, симптомы) и доминантных символов эпохи является необходимым условием для организации гармоничной связи между сознанием и бессознательным.

В различных культурах и на разных этапах развития общества один и тот же А. может появляться на разном материале. Манифестация А. зависит от доминирующих догматов сознания и рассматривается как компенсация. Соответственно манифестацию каждого А. правомерно рассматривать как конструктивную или деструктивную. Научные открытия, мистические прозрения, культовые практики и обряды Юнг интерпретирует как проявление коллективного бессознательного. В зависимости от архаичности архетипических проявлений строится иерархия А. В манифестации каждого из них можно выявить личностные аспекты, связанные с проблемами и конфликтами в процессе индивидуального развития, и коллективные. Конкретная форма проявления каждого А. зависит от доминирующей установки сознания.

В процессе индивидуации, т. е. самореализации, становления личности, А. появляются в определенном порядке. По доминирующему А. выделено, соответственно, 4 ступени индивидуации: персона/тень, анима (анимус), значение и самость. Наряду с этими А. описаны и другие, такие как старый мудрец, божественный ребенок, великая мать и отец, двойное рождение, трансформация, жертвоприношение, герой и пр.

Т.А. Ребеко

А. — образец, прообраз, первичная форма. В античности под А. понимался наиболее древний текст, к которому восходят тексты более поздних сочинений, и который практически невозможно адекватно реконструировать. Понятие А. встречается: у Филона Александрийского, который называл так образ Бога (Imago Dei) в человеке; у Иринея, характеризовавшего через понятие А. божественное сотворение мира; у Дионисия Ареопагита, называвшего А. «первичную завесу». Исследуя под влиянием 3. Фрейда «индивидуальное бессознательное», К. Г. Юнг постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя — коллективного бессознательного, представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга. В коллективном бессознательном в зародышевой форме находятся возможности всех психических процессов и переживаний. Его содержание составляют первичные (врожденные) психические структуры — общечеловеческие, исторические прообразы и «базовые схемы» образов фантазии, в наибольшей степени способствующие формированию воображения, которые и получили в учении Юнга название А. (у Фрейда это «архаические остатки», унаследованные из врожденных, первобытных, источников разума человека). Они лежат в основе общечеловеческой символики, мифов и верований, символов художественного творчества (литературы и искусства), сновидений.

Е.С. Элбакян

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

архетип в других словарях

  • АРХЕТИП (от греч. arche — начало, typos — отпечаток, форма, образец) — прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга поняти

  • АРХЕТИП (греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитич

  • АРХЕТИП(греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в ‘анали

  • (от греч. arche - начало и typos - образ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии - прообраз, идея. 2. По К. Г. Юнгу - изначальные, врожденн

См. также

  • ЗАМОШКИН Юрий Александрович (1927—1993) — специалист в области социологии и социальной философии; доктор филос. наук, проф. Окончил в 1950 МГИМО.

  • КРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (1618-1683) — богослов, философ, публицист. Учился в Загребской католической семинарии, коллегиуме св. Афанасия в Ватикане,

  • - англ. mobility, imaginary; нем. Mobilitat, scheinbare. Изменения в соц. положении, статусе, фактически не влекущие за собой изменения престижа, дохода и т. д. (н