Энциклопедия эпистемологии и философии науки » Что такое «вера в сверхъестественное»?

Значение слова, определение и толкование термина

вера в сверхъестественное

vera v sverkhyestestvennoye

ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ — лежащая в основе любого религиозного культа, любой религии когнитивная уверенность в реальном существовании каких-то высших сил, таинственных и необъяснимых начал всего сущего. Психофизиологические и антропологические исследования первобытных популяций позволили выявить когнитивные механизмы, порождающие В. в с. Их результаты дают достаточно веские основания предполагать, что для Homo sapiens как вида весьма болезненным по своим последствиям оказалось обретение относительно развитого самосознания. Смутное осознание собственного «Я» , пусть еще и весьма слабо дифференцированного, не могло не сопровождаться осознанием отрицательных эмоций — чувства страха, тревоги, тоски, отсутствия безопасности, предчувствия смерти и т.д., — которые в человеческом организме (особенно, если речь идет о представителях древнейших первобытных популяций) всегда сопряжены с глубокими вегетативными (эндокринными, секреторными, сердечными и т.п.) и тоническими (спазмы, дрожь, расслабление и т.д.) изменениями. Нетрудно представить последствия перманентного эмоционального перенапряжения, гнетущего состояния диффузного страха и других отрицательньк эмоций — это вызывало не только нестабильность психики и нарушения психосоциального «порядка», но и непосредственно угрожало физическому здоровью и жизни первобытных людей. Осознав свою неповторимость и смертность, древнейшие представители вида Homo sapiens были вынуждены выработать какую-то новую для себя адаптивную реакцию, новую форму психологической защиты, которая заблокировала бы доступ к сознанию отрицательных эмоций. Решение этой проблемы не могло ограничиться лишь их подавлением и вытеснением, т.к. без соответствующей переориентации блокада отрицательных эмоций не устраняет эмоционального перенапряжения и не позволяет выйти из состояния психологического дискомфорта. Поскольку в основе человеческих адаптивных реакций всегда лежат положительные и отрицательные эмоции (эти реакции сопряжены с процессами возбуждения), то для стабилизации психики древних гоминид и установления психосоциального порядка в первобытных коллективах, по-видимому, был крайне необходим какой-то постоянный и притом общий для всех индивидов источник положительных эмоций. Конечно, само обретение В. в с. носило скорее всего преимущественно неосознанный, инстинктивный характер. Ее когнитивные истоки, видимо, коренятся в биологически запрограммированных в человеческом мозге защитных реакциях, позволяющих блокировать болевые ощущения, преодолевать страх и ужас смерти. Эти защитные механизмы дают о себе знать в предсмертных состояниях (когда недостаток кислорода, блокирование поступления сенсорных сигналов из внешнего мира и т.п. запускают когнитивные процессы, продуцирующие удивительные сюжеты автономного путешествия «души»), а также в период сна, в состояниях трансформированного (в силу наличия сознания) гипноза и самовнушения. Порожденная верой в сверхъестественное своего рода допинговая зависимость, вероятно, оказалась одним из факторов, который через механизмы естественного отбора способствовал значительному ускорению темпов когнитивной эволюции отдельных первобытных популяций - развитию когнитивных способности к пониманию (как важнейшему аспекту мышление и росту самосознания, к расширению сферы сознательного информационного контроля окружающей среды и внутренних когнитивных состояний и т.д. Благодаря появившейся вере в существование каких-то высших сил и начал, от содействия которых зависит жизнь и благополучие человека, у первобытных людей постепенно сформировалась внутренняя психофизиологическая потребность наполнить сакральным смыслом свои осознаваемые перцептивные образы и представления, мысли и воспоминания, а кроме — того и неотделимые от них (в силу архаичной магии образа) объекты и события.

Скорее всего, В. в с. и первые примитивные культы зародились у неандертальцев и Homo sapiens. Археологам пока не удалось обнаружить никаких свидетельств в пользу наличия рудиментов духовной культуры у эволюционно предшествующих популяций Homo, в том числе и у Homo erectus. Неандертальцы создали культ черепа, первые способы первобытной магии, впервые стали хоронить своих умерших с соблюдением определенных ритуалов и верили в существование жизни после смерти, которая, возможно, осознавалась ими как вид сна. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами захоронения, где умершие погребены в характерных для спящих позах. Трудно переоценить значение возникновения древнейших религиозных форм миропонимания для последующей когнитивной и культурной эволюции человеческих популяций. Ведь одновременно с первыми примитивными культами зародились и какие-то рудименты духовной культуры и «социального мировоззрения». До появления письменности сакрализация (т. е. превращение в священное), по сути, оставалась единственным средством закрепления в коллективной памяти важной для выживания людей культурной информации. Хотя роль и характер религиозных представлений на протяжении эволюционной истории различных человеческих популяций существенно менялись, для многих современных людей В. в с. остается источником положительных эмоций и продолжает выполнять функцию психологической защиты.

И.П. Меркулов

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

вера в сверхъестественное в других словарях

  • ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ — лежащее в основе любой религии убеждение в реальном существовании каких-то высших сил, таинственных и необъяс

См. также

  • БЛА́ГОСЛАВ(Blahoslav), Ян (20 февр. 1523 – 24 дек. 1571) – чешский гуманист, деятель общины моравских братьев. Учился в Виттенбергском ун-те, где слушал

  • ГЮЛИ-КЕВХЯНАйк Габриелович (декабрь 1886 - 29 сент. 1951) - сов. философ, профессор философии (с 1929). Член КПСС с 1918. Род. в семье арм. учителя. В 1906-14 с