Энциклопедия истории философии » Что такое «Власть»?

Значение слова, определение и толкование термина

Власть

Vlast


ВЛАСТЬ
в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии ‘господин — раб’ восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях ‘государь — подданные’. В доктрине европейского либерализма (Локк, Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечной счете материально-производственными отношениями. Проблема В. была систематически проанализирована в социологии М. Вебера, который ввел понятие легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции ‘правитель — подчиненный’, пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода выступил Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как ‘присочиненного’ к волевому акту. Безличная сила ‘воли к В.’ лежит, по Ницше, в основании существования; познание мира, будучи ‘волей к истине’, оказывается формой проявления иррационального полифункционала ‘воли к В.’. Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма до ‘новых левых’. Фуко, исследуя комплексы ‘В. — знания’, рассматривал ‘структуры В.’ как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки — Суверена) образования, специфика которых в том, что они — ‘везде’. Эта ‘вездесущность’ В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум. Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные ‘намерения’ на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле ‘политической семиологии’ ницшеанские интуиции об укорененности В. в ‘самом начале языка’. Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса. Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Более радикальные трактовки В. содержатся в работах Делеза и Гваттари (В. как субпродукт ‘производства желания’), проясняющих бытийные аспекты В. через образы ‘В. ткани’, ‘В. организма’ и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию. (см. также НАДЗИРАТЬ И НАКАЗЫВАТЬ (ФУКО), ФУКО (ДЕЛЕЗ), ФУКО.)

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

Власть в других словарях

  • ВЛАСТЬ — специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, ко

  • ВЛАСТЬ - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретаци

  • - англ. power; нем. Macht. Способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей незави

  • - способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. Власть - неотъемлемая част

См. также

  • НИФО(Nifo, лат. Niphus), Агостино (1473–1538 или 1545 или 1546) – итал. философ, представитель падуанской школы аверроистов. Учился в Падуе, преподавал в С

  • ПРОЩЕНИЕПРОЩЕНИЕ — отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более ш

  • Дракер (Drucker) Питер Ф. (19.11. 1909, Вена) - амер. экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. В 1931 г. получил ученую сте