Энциклопедия истории философии

  • ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория — социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-прир

  • СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ(лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель су

  • ’О ГРАДЕ БОЖЬЕМ’одно из важнейших сочинений Августина Блаженного (датировка написания: 413—427). В книге была осуществлена нетрадиционная р

  • ’ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества’(‘The One-Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society’, 1964) — кн

  • ОЗНАЧАЕМОЕтермин, используемый в семиотике для определения содержательной (‘умопостигаемой’) стороны знака, отсылающий к ‘понятию’ (‘з

  • ОЗНАЧАЮЩЕЕчувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин ‘semainomenon’, тогда как в сред

  • ОЗНАЧИВАНИЕбазовое понятие постмодернистской концепции текстовой семантики, фундированной отказом от идеи референции (см. ПУСТОЙ ЗНАК), ф

  • ОККАЗИОНАЛИЗМ(лат. occasio — случай, оссаsio-nalis — случайный) — направление в западно-европейской философии 17 в., центрирующееся вокруг поставл

  • ’ОКО И ДУХ’(‘L'Œil et l'esprit’. Paris, 1964) — последняя изданная при жизни работа Мерло-Понти. Написанная в 1960, она впервые была опубликована в январ

  • ОНТОЛОГИЯ(греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с г

  • ОНТО-ТЕО-ТЕЛЕО-ФАЛЛО-ФОНО-ЛОГО-ЦЕНТРИЗМпонятие, введенное Дерридой для характеристики комплекса парадигмальных установок культуры класс

  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕпонятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической

  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕпонятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической

  • ОПЫТl ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, в

  • ’ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’(‘An essay concerning human understanding’, 1690) — главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Це

  • ОРИГЕН(ок. 185—254) — христианский теолог, философ, ученый, представитель ранней патристики. Один из восточных Отцов Церкви. Основатель библе

  • ОРТЕГА-и-ГАССЕТ(Ortega у Gasset) Xoce (1883— 1955) — испанский философ. Докторская диссертация О. (1904) — ‘Ужасы тысячного года’ (об исторических условия

  • ОРТОДОКСИЯ(лат. ortos — правильный, doxa — мнение) — 1) в теологии: эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом ег

  • ОСЕВОЕ ВРЕМЯфилософско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорны

  • ’О СОКРОВЕННОМ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА’(‘Des choses cachées depuis la fondation du monde’. Paris, 1978; avec J.-M. Oughourlian et G.Lefort) — книга Жирара. Представляет собой запись его б

  • ’ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ’(‘En découvrant l'existence avec Husserl et Heidegger’, 1949) — третья значительная послевоенная работ

  • ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВОпонятие, введенное в оборот Бергсоном (‘Два источника морали и религии’, 1932); активно использовалось Поппером в книге ‘О

  • ОТРАЖЕНИЕкатегория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. харак

  • ОТЧУЖДЕНИЕфилософская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и проду