Энциклопедия истории философии

  • САД(Sade) Донасьен-Альфонс-Франсуа де (1740— 1814) — французский писатель, автор политических трактатов, гражданских речей и петиций, системной с

  • САМОСОЗНАНИЕ(само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономно

  • САМОСТЬ(1) — в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного псих

  • САПЕГА Лев (1557—1633) — белорусский мыслитель, государственный, общественный и военный деятель, канцлер Великого княжества Литовского, Русск

  • САРТР(Sartre) Жан Поль (1905—1980) — французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, осно

  • СВЕДЕНБОРГ(Swedenborg) Эмануэль (1688— 1772) — шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик. С 1729 — член Упсальского Научного общества, с 1734

  • СВЕРХЧЕЛОВЕКв истории философии — метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной ес

  • ’СВЕРХ-Я’(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) — понятие и гипотетический конструкт; традиционно используется представителями интелл

  • СЕКСТ ЭМПИРИК(200—250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: ‘Пирроновы основоположения’

  • СЕЛЛАРС(Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: ‘Критический реализм’ (1916

  • СЕМАНАЛИЗ(semanalyse) — ‘теория текстуального означивания’; семиотическая концепция, разработанная Кристевой в качестве альтернативы соссюр

  • СЕМИОЗИС(греч. sema — знак) — термин, принятый в семиотике; обозначает ‘процесс интерпретации знака’, или процесс порождения значения. Терм

  • СЕМИОТИКА(греч. semeion — знак) — научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящи

  • СЕМЬ МУДРЕЦОВв древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деяте

  • СЕН-СИМОН(Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760—1825) — французский мыслитель, социолог; автор утопических социальных проектов — ‘Промышленная сис

  • СЕНСУАЛИЗМ(лат. sensus — чувство, ощущение) — философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии — г

  • СИМУЛЯКР(фр. simulacres, от simulation — симуляция) — термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации опыта. Генет

  • СИМУЛЯЦИЯпонятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой ста

  • ’СИСТЕМА ВЕЩЕЙ’(‘Le system des objets’, 1968) — одна из первых работ Бодрийяра, намечающая всю дальнейшую проблематику его творчества и представляю

  • ’СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА’(‘System des transzendentalen Idealismus’. Tubingen, 1800) — центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на осн

  • ’СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ’понятие, конституирование которого вызвано попытками придания философии статуса исчерпывающе универсальной, жест

  • СКЕПТИЦИЗМ(1) — античный — древнегреческое учение, впервые обоснованное Пирроном из Элиды в конце 4 в. до н.э. Пиррон впервые придал система

  • СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738—1741, 17

  • СКОТИЗМсхоластическое направление средневековой философии 14—15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского орде

  • СКРИПТОР(‘пишущий’) — понятие, сменившее в постмодернистской текстологии традиционное понятие ‘автор’ (см. СМЕРТЬ Автора’) и фиксирующ

  • СЛЕДпонятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида — не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традиционной ло

  • ’СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук’(‘Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines’, 1966) — книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился в

  • СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕпонятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи ‘знак — означаемое’ в процессах понимания и в сист

  • СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕпонятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи ‘знак — означаемое’ в процессах понимания и в сист

  • ’СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ’(‘Vom Ursprung und Ziel der Geschichte’, 1949) — произведение Ясперса. Ясперс выдвигает концепцию всемирно-исторического проц

  • СОБЫТИЕ (со-бытие, со-бытийность) — понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальн

  • СОБЫТИЙНОСТЬпонятие, введенное философией постмодернизма в контексте отказа от линейной версии прочтения исторического процесса и фикси

  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯнеодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная

  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМАфилософские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собств

  • СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМАфилософские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собств

  • СОКРАТ(около 470—399 до н.э.) — античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что ‘письмена мертвы’, отдавал предпочтени

  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫряд философских направлений античности (4—3 вв. до н.э.), восходящих к учению Сократа и использующих сократический метод

  • СОЛИПСИЗМ(лат. solus ipse — только сам) — теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое —

  • СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ. Окончил Московский университет. В 1870-е защищает магистерскую и докторскую диссерта

  • СОССЮР(Saussure) Фердинанд де (1857— 1913) — швейцарский лингвист, выдвинувший базисные положения в области теории языка, оказавшие значительное в

  • СОФИОЛОГИЯучение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов 19—20 вв. Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8. l—36;

  • СОФИСТИКА1) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов — философов-просветителей, тяготевших

  • СОФИЯ(греч. sophia — мастерство, знание, мудрость) — смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей

  • СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯраздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы

  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ(время человеческого бытия) — коллективное перцептуальное В., универсалия культуры, содержание которой лежит в основе кон

  • СПЕНСЕР(Spencer) Герберт (1820—1903) — британский философ и социолог. С. отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им

  • ’СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ’(первоначальное, авторское название ФИЛОСОФИЯ КАК СТРАННАЯ РЕЧЬ, Минск, 2001) — книга Т.М.Тузовой. Размышл

  • СПИНОЗА(Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине

  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯкачественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки С.Ф. определяются, естественно, временной

  • ’СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. Сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигм’моно

  • СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. в 1934) — российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. ка

  • СТОИЦИЗМодна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 — начале

  • СТРУКТУРАЛИЗМобозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных от

  • СУАРЕС(Suarez) Франсиско (1548—1617) — испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 с

  • СУБСТАНЦИЯ(лат. substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальн

  • СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ(лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель су

  • СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ(лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе и objectura — предмет) — фундаментальные категории философии. С. — носитель су

  • СУДЬБА1) универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), фиксирующая представления о событийной наполненности времени кон

  • СУЩНОСТЬ(лат. haecceitas — этовость и quidditas — чтойность) и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, обозначающие: С. — совокупность существенных свойст