Энциклопедический словарь Китайской философии » Что такое «bah фу»?

Значение слова, определение и толкование термина

bah фу

bah fu

Ван Цзесинь

76 ( - 85), Линьцзин (совр. уезд Чжэньюань пров. Ганьсу),- 157( -167)

Философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), политич. мыслитель. Будучи сыном наложницы и не имея возможности сделать карьеру, вел частный образ жизни и занимался лит. творчеством, в к-ром выражал позицию анахоретствующего интеллектуала. Отсюда название его гл. соч., написанного в середине или в конце жизни, "Суждения сокровенного человека" ("Цянь фу лунь"); состоит из 36 глав, последняя из к-рых резюмирует предыдущие (древнейшее изд. - 1305). Состоял в дружеских отношениях с выдающимися мыслителями и учеными своего времени Чжан Хзном и Ма Жуном.

Следуя материал истин, и рационалистич. взглядам Ван Чуна (1 в.), В.Ф. считал истоком всего сущего "изнач. пневму" (юань ци (1)), к-рая сначала находилась в состоянии "Великой первозданности" (тай чу), представлявшем собой лишенное "форм" (син (2)) хаотич. единство "тьмы семенных эссенций (цзин (3))", а затем благодаря самотрансформации дифференцировалась и образовала мироздание с человеком в центре. "Дао - корень пневмы (ци (1)), пневма - миссия (ши (7)) дао". Дао человека состоит в "деянии" (вэй (1)), посредством к-рого он связывается с силами инь ян и воздействует на Небо (тлнь) и Землю (ди (2)), "регулируя" (ли (I)) и реализуя идущие от них импульсы. Человеку не присущи врожденные знания и способности, он обретает их в учении, делающем его носителем "добродетели" (дэ ( 1 ) ) и "должной справедливости" (и (1)). Именно эти качества, а не законы (фа (1)) и правовые нормы, по В.Ф., прежде всего необходимы для достижения об-вом идеального состояния "Великого равновесия" (Тай пин). Подверг острой критике пороки совр. ему об-ва, ответственность за к-рые возлагал на своекорыстных льстецов, вкравшихся в доверие к государю. Гл. задачей государя должно быть возвышение "достойных" (сянь (2)), под управлением к-рых народ, составляющий основу гос-ва, сможет самостоятельно удовлетворять свои материальные потребности.

*В.Ф Цянь фу лунь. Коммент. Ван Цзипэй (1814) // ЧЦЦЧ. Т. 8. Пекин, 1956; Цянь фу лунь. Вступ. ст. и пер. П.М. Устина, Лин Лин // Древне-кит. философия. Эпоха Хань. М., 1990;

**Юй Бо-вэнь. В.Ф. дэ чжэсюэ сысян (Филос. мысль В.Ф.) // Ганьсу шифань дасюз сюэбао. 1964. №1; Цянь фу лунь тунцзянь (Указатель к "Суждениям сокровенного человека"). Тайбэй, 1968; Лю Шусюнь. В.Ф. // Чжунго гудай чжумин чжзсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критич. биографии знаменитых философов Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982; Shigezawa Toshio. The Significance of Contradictions as Seen in the Ideology of Wang Fu // Acta Asiatica. 1961. №2. P. 30 - 9.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИСВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познани

  • СЕМАНТИКА ЛОГИЧЕСКАЯ — раздел металогики, в которой изучаются отношения между объектами и символами, используемыми для их обозначения.Це

  • ГЕККЕЛЬ (Haechel) Эрнст (1834-1919) - немецкий биолог, профессор Иенского университета (1865-1909). Основные сочинения: «Мировые загадки. Общедоступные л