Онлайн-калькулятор призвания

Энциклопедический словарь Китайской философии » Что такое «цзунми»?

Значение слова, определение и толкование термина

цзунми

tszunmi

780 - 841

Пятый патриарх буд. Хуаянь школы и одновременно четвертый патриарх направления Хэцзэ Чань школы. Иногда именуется Гуйфэн Ц. (по назв. пика в горах Чжуннаньшань, пров. Шэньси, где находился монастырь Цаотансы, в к-ром жил Ц.). Важнейшие из его многочисленных (ок 200 цзюаней - "свитков") филос. соч. - "Юань жэнь лунь" ("О началах человека") и "Чань юань чжуцюань цзи ду сюй" ("Предисловие к полн. собр. соч. об истоках чаньского созерцания"). Ц. составил также утраченный ныне сб. "Чань цзан" ("Чаньская сокровищница")- дополнение к "Трипитаке" (см. "Да цзан цзин").

Ц. разработал учение, призванное объединить школы кит. буддизма под главенством Хуаянь. Психотехнику чань-буддизма ("созерцание" - чань) он рассматривал как форму практич. реализации философии ("учение" - цзяо) Хуаянь, выдвинув тезис о "единстве учения и созерцания" (цзяо чань и чжи). В "Юань жэнь лунь" история буд. философии рассматривается как движение от низших форм к хуаяньской доктрине - абсолютно совершенному учению, синтезирующему элементы истинного знания, к-рые содержатся в др. учениях, и вместе с тем превосходящему их. Движение к более совершенному знанию описывается в хронологич. последовательности: каждое последующее учение включает в себя положительные моменты предыдущего. "Низшие" учения для Ц.- конфуцианство и даосизм, рассматриваемые вне хронологич. связи; затем следуют "учение небожителей" (жэнь тянь цзяо)- воспринятые на примитивном уровне нормы буд. вероучения; хинаяна (сяо чэн); махаянские школы (да чэн)- виджнянавада (см. Вэйши школа), мадхьямика (см. Саньлунь школа; у Ц.- по сян цзяо, "учение о разрушении свойств (дхарм)") и выделяемое из махаяны учение школы Хуаянь. Концепция Ц. конкретизировала и рационализировала классификац. схему, предложенную Фацзаном (1 - 8 вв.) в доктрине у цзяо ("пять учений").

*О началах человека (Юань жэнь лунь). Пер. Е.А. Торчинова. Предисл. к собр. разъяснений истоков чаньских истин. Пер. К.Ю. Солонина // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992; **Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Но-восиб., 1982; Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 119 - 21; Jan Jun-hua. Tsung-mi: His Analysis of Ch'an Buddhism // T'P. 1972. Vol. 58. №4; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansas C., 1974; Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнения). Кн. 3. Цзинань, 1982. С. 83- 138. Е.А. Торчинов

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • НИЗАМИГянджеви, Ильяс ибн Юсиф (ок. 1141–1209) – азерб. поэт и мыслитель, оказавший сильное влияние на ср.-век. поэзию и обществ. мысль народов Бл

  • ФАНИЙФАНИЙ (Φάνιος, также Φαινιος) из Эреса (2-я пол. 4 — нач. 3 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик, соотечественник и друг Теофраста. Б