Философская энциклопедия

  • 0_Список сокращений австр. — австрийскийамер. — американскийангл. — английскийантич. — античныйараб. — арабскийбукв. — буквальнов., вв., —

  • 3EHОH из К и т и о н а (нао. Кипр) (ок. 333—262 до н. э.), др.-греч. философ, основоположник стоицизма. Ок. 312/311 до н. э. поселился в Афинах, стал учеником

  • 3EHОH ЭЛЕЙСКИЙ(?) (ок. 490 — ок. 430 до н. э., Элея, Юж. Италия), др.-греч. философ. Представитель элейской школы, ученик Парменида. Аристотель считал 3.

  • 3ОMBAPT(Sombart) Вернер (19.1.1863, Эрмслебен,— 18.5.1941, Берлин), нем. экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Шмоллера.В ранних работах ис

  • Abditum mentis(лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Экхарх и Таулер) скрытая часть ума, которая тождественна

  • Ab o??(лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).

  • AB OVO(лат.)с самого начала (букв.: с яйца).

  • Accidens(лат.); (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

  • ACT(Ast)Фридрих (род. 29 дек. 1778, Гота – ум. 31 окт. 1841, Мюнхен) – нем. философ, последователь Шеллинга. В своей работе 4GrundriЯ einer Geschichte der Philosophie» (1807) с

  • Actu in actu(лат.) — актуально, в действии, в действительности.

  • ACTUS PURUS(лат. – чистое действие)тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристоте

  • Ad hoc(лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

  • AD HOMINEMсм. ARGUMENTUM AD HOMINEM

  • Ad hominem, argumentum ad hominem(лат.) — аргумент, апеллирующий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство.

  • AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM(лат.)доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказ

  • A dicto secundum quid ad dictum simpliciter(лат.) — логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid),

  • AD INFINITUM(лат.)до бесконечности.

  • Ad mfinitum(лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее основание в цепи рассуждений или последнюю причину в цепи причин.

  • Ad oculos(лат.) — наглядно, воочию.

  • AD OCULUS(лат.)объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".

  • Ad геm(лат.) — к делу, по существу дела.

  • Aequilibrium indifferentiae(лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

  • Aequo animo(лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.

  • AETERNITATISSUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. СПИНОЗА.

  • Affirmo(лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I — частно

  • A fortiori(лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем более признаётся для более очевидного.

  • Agens(лат.) — движущая сила, действующая сущность.

  • Agere sequitur esse(лат.) — действовать, следовательно быть. Заключение от активности к бытию (схола-стич. тезис).

  • A LIMINE(лат.)сразу, с порога что-либо опровергать.

  • Alimine(лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать или критиковать.

  • Aliunde(лат.) — из другого (источника); из другого места того же источника.

  • Als ob(нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуще

  • AMBIGUITAT(нем., от лат. ambigere быть в разладе)двузначность, двусмыслица.

  • AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS(лат.)Платон – друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристо

  • Amicus Plato, sed magis amica veritas(лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

  • Amicus Plato, sed magis arnica veritas (лат.) - Платон - друг, но больший друг - истина.

  • Amor dei intellectualis(лат.) — интеллектуальная любовь к богу. Выражение Спинозы.

  • Amor fati(лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхчеловеком.

  • Analogen rationis(лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по Лейбницу, животным.

  • ANALOGIA ENTIS(лат. – подобие бытия)в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой

  • Analogie entis(лат.) — аналогия сущего.см. Аналогия.

  • ANALOGON RATIONIS(греч., лат.)соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. Баумгартен, напр.,

  • A nescire ad non esse(лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное заключение.

  • Anima, animus(лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности ч

  • Anima mundi(лат.) — мировая душа (Цицерон).

  • Animo deliberate (лат.) - надлежаще обдумав.

  • Animo deliberato(лат.) — надлежаще обдумав.

  • ANIMUS(лат. — душа)характер, совокупность мысли, чувства и воли в противоположность слову anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инс

  • Anschauung(нем.) — интуиция, созерцание.

  • An sich(нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе» (см.). У Гегеля — нераскрытое и неосознанн

  • Antecedens - consequens (лат.) - предыдущий - последующий.

  • A posse ad esse non valet consequentia(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

  • A posteriori(лат.) — см. Апостериори и априори.

  • A potiori(лат.) — на основании предыдущего, главного.

  • A PRIMA FACIE(лат.)сразу, на первый взгляд.

  • A priori(лат.) —см. Апостериори и априори.

  • Arbitrium liberum(лат.) — свобода воли (выбора).

  • ARBITRUM LIBERUM(лат.)свобода воли, выбора.

  • A realibus ad realiora(лат.) — от реального к реальнейшему.

  • ARETE(греч.)способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего д

  • Argumenta adversaria(лат.) — доводы противной стороны.

  • Argumenta ponderantur, non nume-rantur(лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.

  • ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR(лат.)сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов).

  • ARGUMENTUM AD HOMINEMAD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.) — доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека,

  • Argumentum ad ignorantiam(лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

  • Argumentum ad ran(лат.) — см. Ad rem.

  • ARGUMENTUM AD REM(лат.)аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.

  • ARGUMENTUM AD VERITATEMARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.) — объективное доказательство.

  • Argumentum ambiguum (commune) (лат.) - аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

  • Argumentum baculinum(лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

  • Argumentum ex contrario(лат.) — доказательство от противного.

  • Argumentum ex silentio(лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания.

  • Argumentum externum(лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

  • Argumentum Icgis(лат.) — законный довод.

  • Argumentum internum(лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

  • ARGUMENTUM LEGIS(лат.)законный довод.

  • Argumentum nimium probans(лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

  • Argumentum nimiuni probans (лат.) - довод, страдающий избыточностью доказательств.

  • ARGUMENTUM PRIMARIUM(PALMARIUM)(лат.) — решающее доказательство.

  • Argumentuni ad hominem(лат.) — см. Ad hominem.

  • Argumetum ambiguum (commune)(лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

  • Ars conjecturalis(лат.) — искусство толкования.

  • Ars magna(лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.

  • Artes liberales(лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название семи светских наук.см. Trivlum и Quadrivium.

  • Artes liberates (лат.) - свободные искусства. Позднеан-тичное и средневековое название семи светских наук.

  • Aseitas(лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Ср.-век. термин.

  • ASYLUM IGNIRANTIAE(лат. – прибежище невежества)понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальн

  • Asylum ignorantiae(лат.) — убежище невежества. Понятие, на котором останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений.

  • ATGUMENTUM INTERNUM(лат.)аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

  • ATOM(от греч. — неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из к

  • Auctoritas nasum cereum habet(лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его можно повернуть куда угодно). Схоластич. афоризм.

  • Aufhebung(нем.) — см. Снятие.

  • AURA(лат. — воздух)согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое мог

  • Aurea mediocritas(лат.) — золотая середина (Гораций).

  • AUTOMATON LOGICUM(лат. – логический производящий автомат)название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в

  • Automaton spirituale(лат.) — духовный механизм (Лейбниц).

  • AUTOS EPHA(греч. – он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit)слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту свое

  • BAH БРЕДА(Van Breda)Герман Лео (род. 28 фев. 1911, Лиер, Бельгия) – голл. философ, проф. ун-та в Антверпене. В своих трудах осн. внимание уделял проблемам

  • BAH ФУЧЖИВан Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, — 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался

  • BAH ЧУНЧжун-жэиь (27 —ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода (25—220). Автор ряда трактатов, из которых до нас дошёл только «Лунь хэн» («