Философская энциклопедия » Что такое «“Афины И Иерусалим”»?

Значение слова, определение и толкование термина

“Афины И Иерусалим”

“Afiny I Iyerusalim”

“АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ”
“АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ”—итоговый философский труд Л. Шестова, основная тема которого —антиномичность знания и веры, противостояние двух истоков европейской культуры—эллинского и библейского. Первоначально опубликованы французский и немецкий переводы книги (1938), русский текст издан посмертно (Париж, 1951; последнее издание: Соч., т. 1. M., 1993). В 1935 Шестов посвятил сочинению Э. Жильсона “Дух средневековой философии” статью под заглавием “Афины и Иерусалим”, давшую впоследствии название книге, в которую включена к статья о Жильсоне. Книга состоит из работ, написанных автором за последние 10 лет: ч. 1 — “Об источниках метафизических истин (Скованный Парменид)” (1930), ч. 2—“В фаларийском быке (Знание и свобода воли)” (1932), ч. 3—“0 средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)” (1935), ч. 4—“О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)” (1925—29). Опираясь на тексты Священного Писания, опыт библейских героев Авраама, Моисея, Иова, обращаясь в поисках духовных единомышленников к творчеству Лютера, Ницше, Кьеркегора, Паскаля, Достоевского, Шестов стремится показать, что истина не может быть добыта путем логического умозаключения, а обретается только личной верой. “В границах чистого разума можно построить науку, высокую мораль, даже религию—но нельзя найти Бога” (Афины и Иерусалим, 1951, с. 35). В центре внимания Шестова—история грехопадения человеческого рода, понятого как результат испуга людей перед ничто, этот страх нашептывает разум, внушающий человеку недоверие к божественной свободе и желающий встать на место Бога. Знание, источник грехопадения, преодолевается благой вестью о Едином, ничем не обусловленном Боге, стоящим над принципами разума и требующим от человека безусловного подчинения. Только вера, понимаемая как “новое измерение мышления”, побеждающая смерть творческая сила открывают человеку путь к Богу. Шестов не считает философию наукой, он сторонник веросознания — философии, основанной на откровений Священного Писания; следуя за верой, философия должна вести человека за пределы рациональной метафизики, где царит Необходимость, в сферу Свободы.

Ю. В. Синеокая

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯпроцедура феноменологической философии Гуссерля, напоминающая ‘радикальное сомнение’ Декарта. Декарт клад

  • - англ. persons, deported; нем. Personen, verschleppte. Лица, высланные или насильственно вывезенные из стран или регионов, в к-рых они проживали.

  • - англ. law, civil; нем. Burgerrecht. Отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и личные отношения в об