Онлайн-калькулятор призвания

Философская энциклопедия » Что такое «Грэм Энгьюнс»?

Значение слова, определение и толкование термина

Грэм Энгьюнс

Grem Engyuns

ГРЭМ Энгьюнс
ГРЭМ (Graham) Энгьюс Чарльз (1919—91)—английский китаевед, философ. Профессор Лондонского университета (до 1988), член Британской Академии. Сотрудничал в Школе азиатских и африканских исследований (Лондон), преподавал в Йельском, Энн Арборском, Гонолулском и др. университетах. Труды Грэма, оставаясь в рамках классической западной философской традиции, неизменно учитывали и достижения новейших ее направлений (аналитическая философия, логико-терминологические исследования и т. д., вплоть до постмодернизма). Докторская диссертация Грэма (1958) посвящена изучению становления неоконфуцианства в Китае, трудам его основоположников Чэн И и Чэн Лео. Последующие работы касаются более древних этапов классической китайской философии. Переводя и комментируя древнекитайские тексты (в т. ч. трактат “Ле-цзы”), Грэм создает особую (совершенствовавшуюся на протяжении всей его исследовательской практики) методологическую систему филолого-логико-философской интерпретации древних источников. Выявляя специфику древнего даосизма и его подхода к антропо-космической проблематике, он акцентирует отличие восточной логики мышления от привычных западных норм при сходстве рассматриваемых проблем (мизерность человека в соотнесении с окружающим миром; предначертанность путей бесконечных изменений во Вселенной, независимых от целей и нужд человека; краткосрочность жизни и непостижимость посмертного бытия; относительность жизненных ценностей; “фатализм, очень близкий детерминизму, вплоть до представления, что человеческий организм подобен машине”). В монографиях “Проблема ценностей” (1961), “Рассудок и наитие” (1985) Грэм анализирует различные социальные модели ценностных ориентации, проблемы бытия, разума, возникновения и функционирования мысли. Крупнейшим успехом его интерпретационной методологии является исследование “Поздняя моистская логика, этика и наука” (1978), ряд работ о трактате “Чжуан-цзы”, в т. ч. о семи его аутентичных основных главах. Итоги своим исследованиям Грэм подвел в монографии “Полемисты (по вопросу) Дао” (1989), где рассматривается понимание дао в разных школах классической мысли (конфуцианстве, даосизме, мо цзя, иньян цзя, софистов и т. д.).

Соч.: The Book of the Liehtzu. L., 1960; The Problem of Values. L., 1961; Later Mohist Logic, Ethics and Science. L., 1978; The Seven Inner Chapters and other Writings.—“Chuang-tzu”. L., 1981; Reason and Spontaneity. L.—Dublin, 1985; Disputers of the Tao. Philosophical Arguments in Ancient China. La Salle (Illinoice), 1989. Лит.: Chinese Texts and Philosophical Contexts: Essays Dedicated t A. C. Graham. La Salle (Illinoice), 1991.

П. М. Кожин

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • КРЖИВИЦКИЙК ш и в и ц к и й (Krzywicki), Людвик (псевдонимы – К. Р. Ж и в и ц к и й, Ф. В о л ь с к и й, Й. В о е в у д с к и й; 21 авг. 1859 – 10 июня 1941) – польский

  • ПСИХОЛОГИЗМв логике, методологич. подход к логике с т. зр. психологич. трактовки её осн. понятий. Возник на почве ассоцианизма. Представител