Онлайн-калькулятор призвания

Философская энциклопедия » Что такое «Пратьякша»?

Значение слова, определение и толкование термина

Пратьякша

Pratyaksha

ПРАТЬЯКША
ПРАТЬЯКША (санскр. pratyaksa — присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный) — в индийских религиозно-философских системах непосредственное, чувственное восприятие, возникающее благодаря контакту органов чувств и их объектов (индрия-артха-санникарша). Практически все школы признают пратьякшу одной из праман — средств достоверного познания. Учение о пратьякше разработано в школе Дигнаги, а также в вайшешике и ньяе. Дигнаге принадлежит чрезвычайно важное для последующей индийской эпистемологии деление восприятия на нирвикальпа (допредикативное) и савикальпа (предикативное). Вайшешик Прашастапада воспринимает и перерабатывает учение Дигнаги, однако наиболее систематическому исследованию пратьякша подверглась в ньяе. Здесь она делится на две основные категории: обычное (лаукика — внешнее восприятие с помощью органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и осязания) и необычное (алаукика). Последнее подразделяется на три вида: саманья даршана — восприятие родового признака в индивидуальной вещи (“коровности” в корове), джняна-лакшана, когда зрительное восприятие ассоциируется с обонятельным и т. п. (напр., восприятие душистой розы, твердого камня и т. п.) и йога-джа (рожденное йогой) — телепатия, восприятие на расстоянии и т. п. По другой классификации обычные восприятия бывают трех видов: нирвикальпа пратьякша — неопределенное доконцептуальное восприятие объекта, простая констатация его присутствия (“нечто существует”), савикальпа пратьякша — восприятие объекта с определением его свойств (“это нечто есть столб”) и Пратьябхиджня — распознавание объекта, с которым уже приходилось иметь дело (“такой столб я уже видел”). С точки зрения ньяи, которую также разделяют вайшешика, санкхья и миманса, ошибочными могут быть только два последние вида пратьякши. Иными словами, само по себе восприятие не может быть ложным, таковым его делают только наши суждения. Даже восприятие змеи в веревке не является ложным, поскольку объект (веревка) действительно воспринимается. Другое дело, если ему ошибочно приписываются характеристики другого объекта (змеи). Пратьякша лежит в основании логического вывода (анумана). См. также Нирвикальпа—савикальпа.

В. Г. Лысенко

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • ОКРУЖАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВОсм. Восприятие пространства.

  • «О ВРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР» («De Revo-lutiobus Orbiumo coelestium») — труд Николая Коперника, состоящий из шести книг, вышел в свет в 1543 г. (рус. пер. И.Н. Весе

  • РАЗВИТИЕ — необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонапр