Словарь-справочник социолингвистики и общего языкознания

  • (1079-1142)философ-схоласт и богослов. С 1113 года преподаватель теологии в Париже. Основной труд – книга «Да и нет» («Sic et non») показывающая против

  • Представитель исконного (коренного, автохтонного) населения, связанный с каким-либо сообществом, населяющим какой-л. географический регио

  • (14.2.1902 – 1982 гг.)советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной

  • Документ информационного типа, нацеленный на описание жизненного пути составителя текста. Пишется от 1 лица в хронологическом порядке.Жан

  • Явление географического или социально-политического обособления диалекта или диалектной группы от основного массива диалектов какого-л.

  • (Самоуправление)Юридический статус этнической (этноязыковой) группы, проживающей в пределах того или иного государства. Самостоятельно ре

  • Жанр научной литературы, являющийся специфической разновидностью реферата, фиксирующий основное содержание диссертации, выполняющий фун

  • Представитель автохтонного (коренного) населения.

  • Коренной этнос.

  • Самоназвание народов и племен: остыган – самоназвание кетов, луораветлан – чукчей.

  • Социолингв.: Приспособление носителя (коллектива носителей) этнической культуры и этнического языка к условиям иной среды: социальной, этн

  • Совокупность черт языковой системы, представляющая собой результат взаимного влияния языков в процессе исторических контактов народов, г

  • (социолингв.). Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция обще

  • (Культурная адаптация)Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к

  • Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определен

  • Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной

  • См.: Регламентированные сферы общения

  • Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом кото

  • Местный вариант языка, отличающийся от нормализованного стандартного варианта. А. не является предметом преподавания в школе. Различия ме

  • Название этноса, данное ему другими народами (русск.: наименование немцы для соседних германских племен).

  • Нерегламентируемое общение, сферы неофициального общения, в которых употребление языка не регламентируется обществом и государством:1) сф

  • Один из методов социолингвистических исследований, предметом которого является анализ структуры и норм беседы при непосредственном комм

  • (вопросник)Список вопросов, используемый в процессе социолингвистических исследований для изучения социально обусловленных особенносте

  • Один из методов исследования в социологии и социолингвистике, нацеленный на получение обширного материала в виде ответов на вопросы, наце

  • Территория, на которой проживает компактная часть этнической группы в инонациональном окружении.

  • Расселение носителей языка достаточно многочисленными группами, живущими на значительном расстоянии друг от друга и окруженными иноэтни

  • Жанр:1) кратко информирующий о содержании и структуре научного произведения;2) эксплицирующий центральную проблему исследования;3) репрезе

  • (1033-1109)один из основоположников средневековой науки в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 г. стал архиепископом Кен

  • Разновидность языка (языкового кода), используемого в определенных ситуациях членами маргинальной группы общества с целью сделать свою ре

  • (лингвистическая антропология)Направление исследований междисциплинарного характера, объединяющее лингвистический, этнографический, ку

  • Направление лингвистических исследований, связанное с изучением личных имен, раздел ономастики. Антропонимы делятся на следующие группы:1

  • Международный искусственный язык, сконструированный по образцу этнических языков.

  • См.: Пророческий язык

  • Международный плановый язык, лексика и грамматика которого не заимствуются из этнических языков. А.я. создавались в XVII-XIX вв. Они основаны н

  • (ок. 217-145 гг. до н.э.)греческий ученый, глава библиотеки в Александрии. Активно издавал, критически исследовал, занимался вопросами хранения

  • (384-322 гг. до н.э.)древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских ца

  • французский ученый-логик, один из авторов «Всеобщей рациональной грамматики», изданной в 1660 г. совместно с языковедом К. Лансло, а также авт

  • Смена одного лингвокультурного кода другим. Выделяют несколько разновидностей ассимиляции:1) языковая А. – усвоение иноэтнического языка

  • Вариант языка, развивающийся в посткреольском контактном континууме как результат смешения креальского языка и его базисного – языка-ист

  • (язык-лексификатор)Язык, от которого в ситуации посткреольского континуума произошел данный креольский язык. Обычно это язык бывшей колон

  • (1865-1947)Крупнейший лингвист школы де Соссюра. В 1916 году вместе с Сеше издает лекции Ф. де Соссюра под названием «Курс общей лингвистики», сдел

  • Лексика, не имеющая соответствий в других языках или в других субкодах данного языка, не подлежащая переводу на другие языки:1) экзотизмы, о

  • Проект международного языка, созданного на английской основе и активно пропагандировавшийся в 30-40-е гг. ХХ в. При сохранении грамматики анг

  • (12.04.1876 – 10.02.1933)немецкий исламовед и государственный деятель. Основатель (1910) и главный редактор журнала «Ислам» («Der Islam»). В 1921 и 1925-30 гг. мин

  • (1775-1849, Германия)представитель логического направления в языкознании первой половины XIX в., обращавшего внимание на национальную специфику

  • Язык, не имеющий письменной формы и существующий только в устной форме, присущий малочисленным этносам, не имеющим административно-госуда

  • 1. Владение двумя диалектами языка, при котором наблюдается свободное переключение кодов в зависимости от социального контекста.2. Образов

  • Разновидность Б., при котором говорящий владеет навыками порождения текстов на втором языке в письменной и устной форме.

  • Тип билингвизма, развивающийся в результате асимметричных, функционально неравноправных отношений между разными языками.

  • Разновидность Б., при котором билингв обладает навыками понимания и чтения на втором языке.

  • Направление в психологии, психолингвистике и языкознании, возникшее в 20-е гг. ХХ в. Поведение человека трактуется как совокупность двигате

  • Владение двумя близкородственными языками, их использование.

  • (1.04.1887 – 18.04.1949)американский языковед. Специалист по романо-германскому языкознанию. Изучал языки Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Вп

  • (7(19).04.1857 – 23.12.1941)советский языковед, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, один из представителей казанской лингвистической школы, член-корреспон

  • (1(13).03.1845 – 3.11.1929)русско-польский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1897). Один из виднейших представителей общего и славянского

  • Функционально слабый язык, статус которого демонстрирует определенную степень неблагополучия:1) узость сфер употребления языка;2) низкая ч

  • (26.03.1832 – 25.11.1915)французский филолог и языковед. Специалист по сравнительному языкознанию и древним италийским языкам. Заведующий отделом в

  • (16.03.1849 – 29.06.1919)немецкий языковед. Один из основоположников направления младограмматизма в языкознании. Учился в университетах Галле и Лей

  • (1887 – 14.12.1942)датский языковед, представитель копенгагенской школы структурализма. Специалист по романскому и общему языкознанию. В своих р

  • (13(25).04.1818 – 31.07(12.08)1897)русский филолог и искусствовед, академик Петербургской АН (1860). Окончил Московский университет (1838). Профессор Московск

  • См.: Сфера бытового общения

  • (27.05.1879 – 24.10.1963)немецкий психолог. Переехал в США. Ученик О. Кюльпе. В первый период своей научной деятельности примыкал к вюрцбургской школ

  • (13.01.1875 – 30.01.1960)французский языковед. Специалист по общему и индоевропейскому языкознанию. Професор Сорбонны (1907). Член Академии надписей и

  • (разновидность языка)Одна из форм существования языка, представляющая собой модификацию инварианта, в качестве которого могут выступать:1)

  • Способность языка в процессе эволюции создавать конкурирующие средства выражения на всех уровнях его структуры:1) фонетическом;2) морфемно

  • (116 – 27 гг до н.э.)Известен в истории языкознания как крупнейший римский грамматист, написавший исследование «О латинском языке». Однако это

  • Разновидность взаимодействия языков, в процессе которого в контактирующих языках появляются новые языковые элементы, оцениваемые как пол

  • 1) координативный, субординативный, смешанный, в зависимости от взаимодействия двух языковых систем в сознании и языковой компетенции били

  • 1) фонетические (аржаной вм.: ржаной);2) грамматические (золотая семечка вм.: семечко);3) словообразовательные (морква вм.: морковь);4) собственно

  • 1) фонационные (тембр речи, ее темп, громкость, особенности произнесения звуков речи – диалектные, социальные, идиолектные);2) кинетические (

  • (23.06.1668 – 21.11.1744), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. Выдвинул идею объектив

  • (26.04.1889 (Вена) – 29.04.1951 (Вена, Кембридж))австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. В «Логико-философском трактате» (

  • (31.12.1894 (12.01.1895) – 4.10.1969)языковед, литературовед, академик АН СССР (1946). Закончил в Петрограде в 1917 г. Историко-филологический институт и Археол

  • (5(10).11.1896 – 17.05.1947)языковед, литературовед. Профессор МГУ (1942-47) и других вузов, член Пушкинской комиссии АН СССР (с 1933). Член Московского лингв

  • (Жизнеспособность языка)Способность языка к дальнейшему развитию, изменению или сохранению структурных и функциональных качеств языка. Е

  • Один из методов сбора социолингвистических данных, при котором наблюдатель выступает в качестве одного из непосредственных участников ко

  • Использование языковой единицы с сохранением признаков фонетических, грамматических, указывающих на ее иносистемный характер:1) вкраплен

  • Способность человека понимать и синтезировать высказывания, что связано со следующими умениями:1) отличать правильные высказывания от неп

  • Один из объектов изучения «внутренней лингвистики», внутренние причины, прогнозирующие и обеспечивающие эволюцию системы языка; «давлени

  • Разновидность билингвизма, обслуживающая внутренние связи социальной группы.

  • Языковой конфликт, возникающий между группами людей, принадлежащих к одному этносу, зачастую в период становления литературного языка, ко

  • Распределение носителей языка по возрастным группам; один из демографических показателей, при котором владение детьми и подростками свои

  • Особенности речи, коррелирующие с возрастом говорящих:1) молодое поколение стремится овладеть престижными формами языка;2) люди среднего и

  • (ориенталистика)европейская наука, комплексно изучающая историю, экономику, языки, литературу и т.п. Востока, т.е. стран Азии и частично Афри

  • (16(27).03.1781 – 8(20).02.1864)русский филолог-славист, поэт Академии Петербургской АН (1841). Учился в Петербурге в кадетском корпусе, затем в АХ. В 1805-1806

  • В социолингвистике: Совокупность вариантов идиома, представленных во времени, характеризующихся постепенным переходом из одного состоян

  • Один из наиболее старых интерлингвистических терминов, обозначающих универсальный искусственный язык, нацеленный на использование людьм

  • Язык, выполняющий «вспомогательные» функции; средство общения внутри определенного этнического сообщества.В.я. делятся на три класса:1) ес

  • Группа, в которой отсутствуют устойчивые неформальные межличностные отношения.

  • Язык, которым человек овладел после родного языка; впоследствии может остаться функционально вторым или стать функционально первым.

  • Одно из направлений социологии в языкознании, зародившееся в 20-е годы и просуществовавшее до начала 50-х годов ХХ в. Характеризуется упрощен

  • Выборка, противостоящая целевой выборке в социолингвистических исследованиях.

  • Выборка, при которой соблюдаются характерные для генеральной совокупности соотношения лиц с определенными наборами социальных параметро

  • Выборка, при которой генеральную совокупность разбивают на территориальные кластеры с последующей выборкой индивидов в пределах кластер

  • Вид выборки, при которой совмещаются различные типы выборок, создающие представительную выборку.

  • Наиболее точная, но и в то же время трудоемкая выборка, нацеленная на выбор необходимого числа элементов при помощи таблиц случайных чисел.

  • Разновидность случайной выборки, при которой генеральная совокупность подразделяется на определенные страты.

  • Выборка, при которой исследователь привлекает ограниченное число информантов, прибегая иногда к контрольным проверкам языковых фактов у

  • Использование стандартного (литературного) языка как средства выделения своего этноса среди других этносов, противопоставления своих чуж

  • Язык, изученный индивидом специально в школе, вузе или самостоятельно.